Впервые я увидел район Эшампле на фотографии, сделанной с высоты птичьего полета и ужаснулся – унылые однообразные квадраты зданий тянулись куда-то за горизонт. Не думаю, что такая планировка есть удачное градостроительное решение, иначе ее взяли бы на вооружение в других городах. Так что не удивительно, что “План Серда” так агрессивно был воспринят местными чиновниками. Однако для этого были и другие причины.

Во второй половине ХІХ века население Барселоны стремительно увеличивалось, вопрос расширения города все более заострялся, пока наконец в 1854 году не снесли крепостные стены. Но застроить новые участки – дело важное, требующее всесторонне взвешенного подхода. Был объявлен конкурс на лучший проект по расширению города, по-каталонски «расширение» – Eixample, Эшампле, в котором победил местный архитектор Ровира. Все бы ничего, но по какой-то причине мадридское правительство решило проигнорировать результаты конкурса и просто прислало готовый проект архитектора Ильдефонса Серда. 7 июня 1859 года «Проект преобразования и расширения Барселоны», ныне известный как «План Серда», был утвержден, несмотря на бурное сопротивление местных чиновников и общественности, которое после подписания плана “ушло в подполье”, где и продолжало вредничать.

Несмотря на неприятные перипетии с подписанием, план Серда содержал немало полезных новшеств, например:

  • скошенные углы зданий, позволяющие водителям выезжающих на перекресток автомобилей хорошо видеть транспорт с обеих сторон;
  • улицы высокой пропускной способности в 20 метров ширины (проспекты в 50 метров);
  • сквозные коллекторы для коммуникаций;
  • большой объем озеленения улиц и внутренних двориков;
  • фиксированная высота зданий для лучшего солнечного освещения соседних домов;

Наиболее прогрессивной идеей Серда было проведение железной дороги под землей к подвалу каждого дома. Само собой, этот план не получил развития, но с транспортом, имеется ввиду автомобильный, в Эшампле и так все нормально – в более современных районах Барселоны, где под улицы отведено меньше площади, движение намного более затруднено.

Современный Эшампле был бы намного лучше, если бы не сопротивление “плану Серда” жителей и мэрии Барселоны. Много прекрасных идей благодаря им ушло в небытие. Озеленение внутренних двориков так и не состоялось – мэрия позволила горожанам застраивать дворы, что они с радостью и сделали. Фиксированная высота зданий хоть и выдерживалась, но со временем появились надстройки разной высоты, и это негативно сказалось на освещении соседних домов. Даже клетка кварталов была “доуплотнена”, хотя кажется, что там уплотнять уже дальше некуда.

Ситуацию с одноликостью улиц спасли две вещи. Первая – застройщики соревновались друг с другом в вычурности домов. В эту игру настолько втянулись, что соревнование приобрело нешуточный размах. Второе – на фоне быстрого возведения нового района города возник и расцвел стиль модернизм, который великолепно скрасил фасады зданий руками именитых архитекторов – Антонии Гауди, Думенека, Пуч-и-Кадафалка.

В целом можно сказать, что творение Серда выдержало проверку временем, поскольку Эшампле, а сегодня это большая часть города, расположенная к северу от площади Каталонии, служит местной достопримечательностью и прекрасным жильем для горожан. А однообразный вид с воздуха нисколько не портит впечатления, если учитывать реалии “внизу”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните ползунок вправо *