OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Скальный храмовый комплекс Сюанькун Сы (Сюанькун-сы, Xuankong Si rock temple) находится примерно в 70 км к юго-востоку от города Датун в провинции Шаньси.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Он входит в группу храмов, которые относят к сооружениям горы Хэньшань (Heng Shan) – одной из пяти священных гор даосизма.

Сюанькун Сы находится всего в нескольких стах метрах от того места, где река Хунь (Hun He) вырывается из узкого и короткого ущелья Цзиньлун (Jinlong, Золотой дракон), ныне перегороженного плотиной гидроэлектростанции.

Сам Сюанькун Сы расположен на высоком утесе на левом (западном) берегу реки ниже ущелья, а священная гора Хэньшань – на правом берегу, примерно в трех километрах к северо-востоку от ущелья.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Сюанькун Сы был основан в 491 г. при династии Северная Вэй на пути паломников из столицы империи Пинчена (Pingcheng, нынешний Датон) к священной горе Хэньшань. Вероятно он служил перевалочным пунктом на последнем участке пути близ переправы через реку.

От него к верхней части ущелья (где сейчас гребень плотины) по почти вертикальной скале шли мостки (на еще недавних фотографиях Сюанькун Сы они присутствуют, но сейчас можно увидеть только строчку от отверстий, в которые были вставлены балки). Где-то наверху или за ущельем видимо находился мост или переправа на правый берег к горе Хэньшань.

Расположить монастырь максимально близко к горловине ущелья и одновременно защитить его и тропу паломников от разливов славившейся своим бурным нравом реки Хунь можно было только одним способом: разместить все на вертикальной скале подальше от уровня земли.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Ниже Цзиньлун река Хунь течет по узкой скалистой долине и только через несколько километров вырывается на равнину (см. карту).

Мне не попалось описания, как попадали паломники в Сюанькун Сы, возможно была какая-то система горных троп и мостков на этом участке пути.

О том, что еще в недавние времена река Хунь имела буйный нрав, свидетельствуют выстроенные на равнине на небольшом удалении параллельно руслу реки и тянущиеся на многие километры сплошные стены из камней и глины, которые защищали от наводнений окрестные поля и населенные пункты.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Во время нашего посещения Сюанькун Сы и горы Хэньшань реки просто не было: выше водохранилища – немного мутной воды на дне, ниже – цепочка луж по руслу. Куда китайцы дели реку – непонятно.

Как уже говорилось, Сюанькун Сы был основан в 491 г. (пишут «построен», но это не совсем удачное выражение: от сооружения тех лет остались наверно только гнезда для балок, вырубленные в скале).

Вероятно, монастырь находился в запустении с момента потери этой территории китайцами в 10-ом веке (чередовались киданьская династия Ляо, чжурчженьская Цзинь и монгольская Юань) и до восстановления контроля над ней при ханьской династии Мин в 14 веке.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

В последующем монастырь периодически восстанавливался и ремонтировался вплоть до начала 20 века.

Сюанькун Сы состоит из трех соединенных лестничными переходами секций расположенных последовательно одна выше другой.

Он имеет общую длину около 150 м, самая нижняя отметка – 26 м от уровня земли, самая верхняя – около 50 м.

Главные сооружения первой секции расположены на высокой кирпичной платформе, вторая и третья секция – «висячие».


View Larger Map

Основу несущей конструкции «висячих» сооружения составляют консольные балки, вставленные в вырубленные в скале глубокие гнезда, которые соединены между собой горизонтальными прогонами и опираются на вертикальные стойки.

Перед первой секцией находятся входные ворота с двумя традиционными колокольными/барабанными башнями.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Расположение, предназначение и названия самых секций Сюанькун Сы с точки зрения нумерологии имеют определенный сакральный смысл.

Первая (нижняя) секция – даосская и соответственно здесь расположены образы, относящиеся к пантеону даосизма.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Она носит название «Сань гуань» (San guan), что переводится примерно как «три повелителя». Сань гуань – это триада божеств даосского пантеона, являющихся повелителями трех главных стихий: неба, земли и воды.

Средняя секция является буддистской и называется «Сань шен»(San sheng), что означает «три времени», соответственно на санскрите – «трикала».

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

«Трикала» – это буддистский термин, обозначающий прошлую, настоящую и будущую кальпы («эпохи»). В буддистской скульптуре Китая (особенно в ранней, см. «Юньган») была очень популярна  композиция «Трикала будда»: скульптурная триада в составе Будды прошлого Прабхутаратны, Будды настоящего Шакьямуни и будды будущего бодхисатвы Майтреи.

Верхняя секция называется «Сань цзяо» (San Jiao) – «три учения» (т.е. даосизм, буддизм и конфуцианство) и соответственно содержит скульптурные изображения Лао Цзы, Конфуция и Будды Шакьямуни.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Нумерология же во всем этом проста: сумма всех троек дает число «9», которое является суммой цифр высшего сакрального числа многих религий «108».

В отличии от Майцзишань, где были проведены грандиозные работы по замене старых переходов новыми инженерными конструкциями (забуривались в гору на шесть метров и устанавливали стальные балки), в Сюанькун Сы все воссоздано в первозданном виде: деревянные балки, узенькие мостки и лестницы, невысокие перила и пр. (правда, к слову сказать, здесь и масштабы несопоставимы с Майцзишань).

Прогулка по Сюанькун Сы строго регламентирована: круговое движения только по указателям и просьба не скапливаться и не задерживаться.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

По другому здесь и нельзя: мостки и лесенки настолько узкие, что очень трудно, а иногда и просто невозможно разойтись с человеком или обойти его.

Перила вдоль храмов-павильонов не очень высокие и маневры по обгону зависших или пропусканию торопящихся выполняются с некоторой опаской. Вообще есть чувство, что все – мостки, лесенки, перила, сами павильоны – сделаны для каких-то совсем маленьких людей (худых и не выше 1.50 м).

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Скульптуры внутри храмов-павильонов почему-то не произвели на меня особого впечатления, кроме собственно Трикала Будды. Мнение на эту тему высказывать не хочется, но фотографии решил не выкладывать, кроме Будды Гаутамы.

Висячий монастырь Сюанькун-Сы (Китай)

Удивительное лицо, не правда ли? Также обращает на себя внимание орнамент на касае.  Возможно это одна из самых старых скульптур комплекса (или копия с нее).

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните ползунок вправо *