Ливерпульская и Манчестерская железная дорога, Дж. Ватман, 1831.

Почти два столетия назад небольшой городок между Ливерпулем и Манчестером стал местом проведения одного из самых значительных соревнований в истории, которое потом определило будущее паровозостроения более чем на 150 лет. Строительство железной дороги между Ливерпулем и Манчестером завершалось, и нужно было решить дилемму – использовать ли самоходные паровозы или станционные машины, которые перемещали вагоны с помощью тросов. В конце концов решено было провести конкурс, чтобы определить возможности паровозов, к которым скептически относились и общественность, и многие инженеры. Цель состязания была следующей – если локомотив окажется лучше станционной машины, он будет использоваться на новой железной дороге.

Рейнхильские состязания, рисунок современника. На переднем плане Rocket, на заднем плане Sans Pareil (справа) и Novelty.

По ряду причин превалировала идея использования станционных машин. Паровозы еще были новой технологией, и публика с опаской воспринимала чудовищные шипящие машины, дышащие огнем и изрыгающие дым и пар. Считалось, что взрыв паровоза может быть настолько сильным, что приведет к катастрофическим последствиям.

Инженер Джордж Стефенсон, который был инициатором строительства железной дороги, решительно выступал за использование паровозов, но большинство членов правления предпочли старый и проверенный метод тросовой тяги. Чтобы принять окончательное решение, руководство объявило конкурс Engineers and Iron Founders (инженеров и сталелитейщиков). За лучший проект объявили вознаграждение в размере 500 фунтов стерлингов, и хотя это прямо не указывалось, но было понятно, что победитель получит контракт на строительство паровозов для железной дороги между Ливерпулем и Манчестером.

Рекламное объявление в газете для Рейнхильского состязания

Каждый локомотив должен был совершить десять кругов по 1 3/4 мили, имитируя 35-мильный пробег между Ливерпулем и Манчестером. После дозаправки должен был состояться еще один раунд такой же поездки, чтобы смоделировать путь из Манчестера обратно в Ливерпуль. Паровоз должен был:

  • работать от собственного котла;
  • стоить не более 550 фунтов стерлингов;
  • не должен превышать 6 тонн в снаряженном состоянии;
  • быть оборудованным двумя клапанами безопасности;
  • иметь рессоры и 6 колес (или 4 колеса при меньшем весе);
  • развивать скорость не менее 10 миль в час (16 км/ч) при давлении пара в котле не более 50 фунтов на кв. дюйм (3,6 кг/см²).
  • иметь ртутный манометр со стрелкой, показывающий давление пара выше 45 фунтов на кв. дюйм (3 кг/см²).

Локомотивы должны были везти поезд в три раза больше собственного веса, а количество потребляемой им воды и топлива должно было тщательно регистрироваться. Локомотив, который показал лучшие результаты с точки зрения прочности, мощности, надежности, а также скорости, будет выбран победителем. Стоит отметить, что таким высоким для того времени условиям не удовлетворял ни один из ранее выпущенных паровозов. Местом проведения испытаний была деревня Рейнхилл, расположенная примерно в 14 км к востоку от Ливерпуля.

В состязании должно было принимать участие десять паровозов, но только пять прибыли на соревнование, которое началось 6 октября 1829 года. Из них только три были серьезными претендентами на победу: Rocket (Ракета), разработанный Джорджем Стивенсоном; Novelty (Новинка), созданный Джоном Эрикссоном и Джоном Брейтуэйтом; и Sans Pareil, построенный Тимоти Хэквортом.

Cycloped – “локомотив”, который приводился в движение лошадью

Одна из абсурдных конструкций под названием Cycloped подразумевала наличие лошади, которая бесконечно шла по беговой дорожке для движения платформы. Cycloped вышел на соревнование первым и выбыл из соревнования не из-за того, что лошадь выдохлась – во время движения животное провалилось сквозь пол и получило значительные травмы. В результате этот “локомотив” был дисквалифицирована.

Второй испытывалась машина Perseverance Тимоти Берстолла – она повредилась еще по дороге на соревнования и провела первые пять дней соревнований в ремонте. Когда она наконец присоединилась к состязанию, локомотив разогнался только до 6 миль в час, что ниже минимально необходимой скорости в 10 миль в час.

Локомотив Perseverance Тимоти Берстолла

Sans Pareil поначалу хотели исключить, потому что его вес был на 140 кг больше допустимого, но в итоге руководители железной дороги позволили Тимоти Хэкворту продемонстрировать возможности локомотива. Sans Pareil совершил восемь кругов, после чего у него сломался цилиндр. Но он работал хорошо – достаточно хорошо, чтобы Тимоти Хэкворт заключил контракт с Ливерпульской и Манчестерской железной дорогой, которая пользовалась им два года, и затем продала другой организации – Bolton and Leigh Railway.

Sans Pareil Тимоти Хэкворта

Novelty был любимцем публики из-за удивительных скоростей, которые он показал – 28 миль в час (или 45 км/ч), но недостатки конструкции привели к тому, что паровоз выбыл из состязания. Уже в первый день соревнований была повреждена одна из труб котла Novelty. На следующий день, после ремонта, паровоз продолжил гонку, но по достижении скорости 15 миль/ч (24 км/ч) его котёл окончательно вышел из строя.

Novelty, созданный Джоном Эрикссоном и Джоном Брейтуэйтом

Оставался Rocket Стивенсона. Rocket был единственным локомотивом, который завершил испытания, показав среднюю скорость 12 миль в час (19 км в час) и с максимальную 30 миль в час (48 км/ч). Rocket выиграл соревнование, и Стивенсон получил контракт на производство локомотивов для Ливерпульской и Манчестерской железной дороги. Стефенсоновский Rocket был явным победителем из-за многочисленных инноваций, которые стали стандартом для большинства паровых двигателей в течение следующих 150 лет.

Рейнхильские состязания продолжались шесть дней и оказали огромное влияние на публику. На соревнования пришли от десяти до пятнадцати тысяч зрителей. Газеты следили за ходом испытаний, подробно описывая удивительные достижения инженеров.

Стефенсоновский Rocket (Ракета)

Успех «Ракеты» положил начало триумфальному прогрессу железных дорог и паровозов, и способствовал укреплению престижа Великобритании в области машиностроения.

В 2002 году состоялись повторные Рейнхильские состязания с участием копий давних паровозов. Ни Sans Pareil, ни Novelty не прошли дистанцию. При расчете скорости и эффективности использования топлива было установлено, что Rocket все равно победит, поскольку его относительно современная технология делала его гораздо более надежным локомотивом, чем другие. Novelty почти соответствовала этому с точки зрения эффективности, но конструкция топки заставляла его постепенно замедляться до полной остановки из-за накопления золы (или «клинкера»), перекрывающей подачу воздуха. Повторные испытания проводились на железной дороге Лланголлен, Уэльс, и послужили основой документального фильма сериала BBC Timewatch.

Это повторное состязание не следует воспринимать с документальной точностью, поскольку в нем были произведены серьезные коррективы для телевидения, а также из-за различий в опыте машинистов, используемом топливе, изменениях, внесенных в машины для соответствия современным правилам безопасности, современных материалов и методов сборки. Более реалистичные сравнения были сделаны между двигателями только после того, как в расчетах были учтены различия. Паровозы также имели существенные отличия от оригиналов 1829 года.

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Rainhill_Trials

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните ползунок вправо *