Названия городов могут многое поведать о своих хозяевах. Некоторые через века несут славу своих отцов-основателей: Петербург, Ярославль, Владимир. Некоторые гордятся своим географическим положением и преемственностью: Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на Дону. А некоторые сразу сообщают о своем жизненном предназначении, как Торжок или Волоколамск, главный герой этого рассказа.

Волоколамск – «дочернее» местонаселение новгородцев, бывшее опорным пунктом на пути в московском и рязанском направлении. Вот только путникам приходилось тащить свои ладьи по земле в приток Москвы-реки под названием Волошня из реки Лама. Отсюда и пошел «волок на Ламе».

Колокольня и Успенский собор монастыря. Фотография ок. 1900 г.

Значимость города была столь велика, что с XII века Новгород начал биться за него с Владимиром, а затем с Тверью и новорожденной Москвой. О тех воинственных временах в городе напоминают оборонительные земляные валы, служащие красивым обрамлением архитектурного ансамбля. Один из древнейших в Подмосковье белокаменный Воскресенский собор конца XV века с аркатурным пояском в стилистике храмов Владимирской Руси недавно отреставрирован, хотя даже это не помогло ему перещеголять соседнюю достопримечательность. Если Волоколамск никогда не входил даже в десятку туристических мест, то в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь сложно пробиться в любое время. Граждане многих стран желают получить приглашение иностранцам только для того, чтобы посетить эту святыню.

На подъезде к монастырю обязательно стоит выйти около берега озера, что прямо под стенами сооружения, и оценить великолепие ансамбля подсвеченного и отраженного в голубизне вод. Жаль, не дошла до современников ажурная 75-пятиметровая колокольня, которая не смогла пережить войну и теперь различима лишь на иконах с Иосифом Волоцким. Монастырь основал в 1479 году именитый церковный деятель того времени Иосиф Санин. В отличие от большинства людей, считавших, что монахи должны думать исключительно о душе, Санин выступал за права монастырей на владение землями и даже селами с крестьянами. Так как он был ярым фанатом самодержавия, за что имел благосклонность великого князя Ивана III, его идеи поддерживались существенными пожертвованиями. Монастырь имел возможность нанимать самых лучших строителей и живописцев. Так, для росписи собора был приглашен Дионисий, а иконы вышли из-под кисти Андрея Рублева.

До наших дней монастырь дожил в перестроенной облике, так как его стенам и башням пришлось выдержать литовскую осаду. Несмотря на это, данный ансамбль считается одним из самых декоративных. Башни имеют высокие, острые шатры и не повторяющийся замысловатый декор кирпичного «штучного набора». Особенно эффектна угловая Кузнечная башня, собравшая в себе весь арсенал декоративных средств древнерусской архитектуры, даже цветной изразец. К архитектуре приложила руку еще одна легендарная личность – Степан Полубес. Великолепным керамическим фризом с «фирменным» рисунком мастера «Павлиний глаз» опоясан монастырский собор, а многочисленные изразцовые вкрапления разбросаны по всем строениям монастыря. А громадные, толстые столбы, более похожие на колонны, что обрамляют главный вход надвратной церкви Петра и Павла, смотрятся, словно изразцовые печи в Теремном дворце Московского Кремля.

Сейчас это действующий монастырь, управляемый самим патриархом. Намоленные стены, благодатная земля, теплая аура этого места очищают мысли и душу, а красота его сооружения заставляют приезжать вновь и вновь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните ползунок вправо *